ДОСААФ Республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь»
ДОСААФ

Из истории судомодельного спорта

Истоки судомоделизма в Беларуси уходят в допетровские времена. Прекрасную школу судомоделизма создали поколения русских корабелов. Но модель не только украшение, это и средство познания. Первоначально корабельные мастера — создатели проектов головных или уникальных кораблей не только разрабатывали чертёж, но и обязательно строили модель. Она помогала им определить характеристики будущего корабля. Позже модель стала использоваться в научных целях. Специальные модели, построенные в точном соответствии с чертежами проектируемого судна, испытывались в опытовых бассейнах, а полученные результаты анализировались учёными и конструкторами. В настоящее время даже спортивные суда – катера и яхты – практически всегда походят стадию модельных испытаний и доводок.
За годы своего развития судомоделизм прошёл большой путь развития. От долблёных из дерева корпусов с пружинными и резиновыми двигателями, самодельных примитивных электромоторчиков он перешёл к стекло-угле-арамидо- и т.д. – пластикам, супермощным микродвигателям внутреннего сгорания разных рабочих объёмов (часто судомодельных), электродвигателям космического уровня и многого другого. Большинство современных моделей – радиоуправляемые.
Судомодельный спорт в СССР прошёл продолжительный путь. В 1940 году были проведены первые Всесоюзные заочные соревнования настольных моделей (конкурс), организованные Центральным советом ОСОАВИАХИМА. После Великой Отечественной войны инициативу развития судомодельного спорта в нашей стране взяло на себя Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ), которое в августе 1949 года организовало в Москве первые очные Всесоюзные соревнования спортивных моделей. В них приняло участие 15 команд: 4 команды союзных республик – Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Украины; 8 команд от областей, краёв и автономных республик Российской Федерации и 3 команды от Москвы и Ленинграда.
С 1963 года судомодельный спорт введён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1964 году создана Всесоюзная федерация судомодельного спорта СССР – ФСС СССР. С 1966 года ФСС СССР стала членом объединения судомоделизма и судомодельного спорта Европы – НАВИГА (NAVIGA), созданной в 1959 году, которая с 1975 года стала всемирной и получила наименование «Всемирная организация судомоделизма и судомодельного спорта».
4 июня 1992 года в Министерстве юстиции Республики Беларусь зарегистрирована самостоятельная «Белорусская республиканская федерация судомодельного спорта», с 1995 года – Общественное объединение «Белорусская федерация судомодельного спорта». В этом же году наша федерация принята в члены НАВИГА. Начиная с 1993 года, судомоделисты Беларуси, в составе национальных команд, регулярно участвуют в чемпионатах мира и Европы, международных соревнованиях, которые проводит НАВИГА.

Соревнования NAVIGA

В последнее время НАВИГА проводит раз в два года 6 разных чемпионатов мира по группам классов моделей:
«С» - стендовые модели

Чемпионаты мира и Европы проводятся только в категории взрослых

«F-5» - радиоуправляемые яхты

Соревнования проводятся для взрослых и юношей до 19 лет, причём взрослые и юноши стартуют вместе и только итоговые результаты разделяются по возрастным категориям.

«NS» – радиоуправляемые модели-копии и полукопии

Соревнования проводятся для взрослых и юношей до 19 лет. Соревнования в классах состоят из двух этапов: стендовой оценки, как в классах «С» и ходовых соревнований.
Ходовые соревнования проводятся на треугольной (со стороной 30 метров) дистанции на воде, на которой установлены буйками по углам и серединам сторон ворота шириной 1 метр и швартовного дока длиной 2 метра у стартового мостика. Спортсмен должен провести модель по предписанному Правилами маршруту через ворота, ввести, не касаясь стенок, внутрь дока заданной ширины, и остановить, где она должна в течение 3-х секунд оставаться неподвижной.

«FSR» – радиоуправляемые модели катеров для групповой гонки

Модели оснащены двигателями внутреннего сгорания различной кубатуры. Соревнования проводятся для взрослых и юношей до 19 лет. Гонки проводятся группами до 14 моделей одновременно по дистанции конвертообразной формы размером 100 х 50 метров, обозначенной буями. Спортсменам нужно за 30 минут (или меньше – в полуфиналах) пройти своей моделью наибольшее количество кругов.

«М» - скоростные модели

Это также радиоуправляемые модели катеров для групповых гонок, однако модели оснащены электродвигателями.

«А/В» - кордовые модели

Имеют наибольшую скорость – до 250 км/ч. Соревнования проводятся на специально оборудованных водоемах.

Направления судомодельного спорта

В ДОСААФ развивается 4 направления судомодельного спорта:
Стендовые модели

– представляют собой точные копии реальных кораблей-прототипов.
Делятся на следующие классы:

Радиоуправляемые яхты

– модели одномачтовых яхт с косым парусным вооружением.
В эту группу входят классы:

Радиоуправляемые модели-копии и полукопии

Соревнования состоят из двух этапов: стендовой оценки, как в классах С и ходовых соревнований. Модели делятся на классы:

Радиоуправляемые модели катеров для групповой гонки FSR

Сюда входят классы: