ДОСААФ Республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь»
80years
ДОСААФ

Немного фактов о самолетном спорте

Самолетный спорт — одним из видов авиационного спорта. Его отличительная особенность заключается в том, что спортивным оборудованием здесь является самолет.
Самолетный спорт требует не только денежных вложений, но и серьезного обучения, многодневной практики, постоянного участия в состязаниях, в результате чего формируются профессиональные навыки и мастерство. Этим и определяется зрелищность воздушных соревнований, которые даже с экранов телевизоров заставляют замирать дыхание. А тех, кому посчастливилось приобрести билет на аэродром и увидеть полеты в живую, поистине можно назвать везунчиками.
История развития дисциплины
Самолетный спорт относительно молодой, он возник только в начале 20 века. Первые соревновательные полеты были организованы во Франции, недалеко от Парижа. Здесь же были установлены и первые официальные рекорды: скорости — 41,3 км/ч и дальности — 220 м.
Самолетный спорт в СССР
В СССР распространению самолетного спорта содействовали различные общества, организуемые на добровольческих началах: Общество друзей воздушного флота, Осоавиахим, ДОСААФ СССР; Центральный аэроклуб СССР и другие. Самым популярным соревновательным направлением долгое время оставались сверхдальние полеты без посадки. Так, в 1937 г. команда советских спортсменов в составе М. Громова, А. Юмашева и С. Данилина на самолете АНТ-25 установили рекорд беспосадочного перелета.
Первые соревнования на титул чемпиона СССР были организованы в 1949 г. на аэродроме Тушино. В программу состязаний вошло также выполнение фигур высшего пилотажа. А спустя 10 лет сформировалась Федерация авиационного спорта, которая в 1960 г. стала членом международной комиссии по высшему пилотажу.
С 1960 г. на постоянной основе проходят мировые чемпионаты по самолетному спорту (1 раз в 2 года), а с 1977 г. — чемпионаты Европы. Первый чемпионат мира прошел в Новосибирске, где советская команда на самолетах ЯК-52 получила титул чемпиона.
В 1960 г. был учрежден Кубок Арести, получивший свое название по имени известного летчика и президента Международной федерации авиаспорта. Его получал абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу высшего уровня. Впервые кубок был присужден испанскому спортсмену Т. Кастаньо в 1964 г., а в 1966 г. этой чести удостоился советский летчик В. Д. Мартемьянов.
В 1962 г. в Советском Союзе была учреждена собственная награда — Кубок им. П. Н. Нестерова. Им награждали национальную команду, если она одерживала первенство на мировом чемпионате по высшему пилотажу.
В 1977 г. ФАИ выступила организатором первых Всемирных воздушных игр, в которых поучаствовало более 1700 спортсменов, представлявших различные государства. Советские летчики выиграли 38 медалей: 17 — золото, 12 — серебро, 9 — бронза.
Современный самолетный спорт
В настоящее время для производства самолетов, используемых в спортивных целях, применяются такие материалы, как дерево, легкие металлы и синтетические материалы. Летательные аппараты оснащаются, как правило, поршневыми моторами, в редких случаях встречаются турбинные или турбовинтовые.
В состязаниях принимают участие одноместные и двухместные самолеты, которые, согласно международной классификации, относятся к классу С.
Самолетный спорт включает в себя 2 соревновательных направления:
Виды соревнований
Самолетный спорт предусматривает проведение состязаний по следующим программам:
Высший пилотаж
В этой программе принимают участие поршневые однодвигательные летательные аппараты и их группы (в том числе планеры). Все фигуры, выполняемые спортсменами, включены в справочник, именуемый каталогом Арести и утвержденный Международной федерацией.
По высшему пилотажу с 1991 г. проходит Кубок мира (с 1997 г. он переименован в Гран-при ФАИ). В рамках этих состязаний пилоты показывают свободную программу, рассчитанную на 3–4-мин., под музыкальное сопровождение. Все элементы выполняются в ограниченном пространстве, которое называется пилотажным кубом и располагается в пределах высоты от 100 до 1000 м над землей в квадрате со стороной 1 км.
Авиаралли
Подразумевают максимально точное прохождение заданного маршрута. Последний представлен в виде описания и карты, на которой отмечены контрольные точки. Экипажу выдаются также фотоизображения всех контрольных ориентиров. Завершает полет приземление в строго установленном месте.
На точность приземления
Авиагонки
Одно из самых зрелищных состязаний, где спортсмены на большой скорости выполняют трудные маневры и акробатические трюки с целью показать лучшее время и технику. Другое название воздушных гонок — авиаслалом.
Авиагонки часто сравнивают со знаменитой «Формулой-1». Самолеты несутся на огромной скорости — более 350 км/ч. Протяженность дистанции составляет 5 км, а сама трасса оборудована таким образом, чтобы позволить спортсменам максимально продемонстрировать свои умения в области управления самолетом.
На одном из отрезков установлены столбы, а также тканевые и бумажные ворота высотой 25 м. с крутыми виражами. Правилами предусмотрено, что синие столбы необходимо пролетать горизонтально, а красные – вертикально. Столбы, установленные в один ряд, преодолевают «змейкой». Победу одерживает спортсмен, который преодолел трассу за меньшее время и с меньшим количеством технических ошибок. Кроме того, важно в строгости соблюдать заданный маршрут и поддерживать установленные показатели высоты и угла полета.